Выбор велосипеда - Ходовая часть велосипеда. Ходовая часть велосипеда – это втулки колес, каретка, цепь, блок передних звездочек с шатунами (система), блок задних звездочек (кассета), и механизм свободного хода. К ходовой части также относят передний и задний переключатели передач. Те, кто катается на велосипеде несколько лет, частенько используют термин «велосипед катит», или «не катит». «Накатистость» велосипеда зависит от многих параметров, но самое существенное влияние на эту величину оказывает именно состояние ходовой части. От того, насколько хорошо работают втулки, насколько быстро и четко переключаются передачи, зависит легкость хода велосипеда, и, в конечном счете, настроение его владельца. Точно так же, как производители автомобилей не конструируют «от нуля» каждый болт, производители велосипедов не разрабатывают втулки колес и переключатели для каждой модели велосипеда. Они предпочитают пользоваться стандартными изделиями. Есть всего несколько фирм, которые освоили производство комплектующих для велосипедного машиностроения, и их продукция устанавливается почти на все серийно выпускаемые модели велосипедов. В настоящее время примерно три четверти мирового рынка велосипедных комплектующих захватили две компании – Shimano и SRAM. В результате практически в каждом велосипеде используются изделия одной из этих двух фирм. Надо сказать, что разработчики этих комплектующих стараются обеспечить совместимость между компонентами настолько, насколько это возможно. В результате велосипед может содержать компоненты разных производителей. Каждый производитель велосипедных комплектующих выпускает несколько линеек (классов) оборудования, которые отличаются ценой и качеством. Оборудование различных классов предназначено для разных групп потребителей с различными запросами и различными материальными возможностями. Классы оборудования Shimano и SRAM SHIMANO | SRAM | Описание | Назначение | Turney,Sora,C030 | SRAM | Попытка снизить себестоимость производства любой ценой. Низкая надежность и большой вес. | Детские и подростковые велосипеды. Катание по дворам и паркам. Прогулки для здоровья от случая к случаю. Только самые несложные походы | Altus, C050, Acera, Tiagra | 3.0 | Компоненты начального уровня. Приемлемое качество при невысокой цене. | Бюджетные серии велосипедов. Ежедневные прогулки для здоровья. Несложные одно- и многодневные походы. | Alivio, 105 | 4.0 | Компоненты среднего класса. Хорошее качество при доступной цене. | Велосипеды средней ценовой категории.Однодневные, и несложные многодневные походы. Любительские соревнования, тренировки. | Deore,Ultegra | 5.0 | Deore LX, | X-7 | Компоненты высокого класса. Высокое качество и малый вес, по приемлемой цене. | Велосипеды верхней ценовой категорииСложные одно- и многодневные походы. Любительские соревнования, тренировки. | Hone | | Deore XT | X-9 | Dura-Ace | | Попытка снизить вес любой ценой. Надежность, совместимость с другими компонентами не имеют решающего значения. | Очень дорогие велосипеды. Имеет смысл использовать только для соревнований. | XTR | X-0 |
В верхней строке этой таблицы находятся самые дешевые классы оборудования, которые не отличаются ни высоким качеством, ни малым весом. При их изготовлении широко применяются пластмассы, или дешевые сорта стали. Велосипеды, на которых установлены такие детали, получаются очень дешевыми, но при этом ненадежными и капризными. Если на таком велосипеде кататься только по выходным и только по сухим дорожкам парка, то он прослужит несколько лет. Но в дальнем походе этот велосипед может потребовать много усилий на регулировку и ремонт. Например, при попадании ветки кустарника в задний переключатель Turney с большой вероятностью происходит его поломка, потому что корпус этого переключателя изготовлен из пластмассы. Переключатель Deore после такого происшествия, возможно, придется лишь немного отрегулировать. Рекомендации покупателю. Приобретение велосипеда с оборудованием безымянных китайских фирм, а также SHIMANO Turney, Sora, C030, оправдано только для детских и подростковых велосипедов, для которых не требуется большой ресурс. Если вы сильно стеснены в средствах, более разумным вариантом является приобретение односкоростного велосипеда отечественного производства. С противоположной стороны, (то есть в последней строчке таблицы) находятся очень дорогие классы оборудования. (SHIMANO XTR, Dura-Ace, и SRAM X.0) Они используются в велосипедах, предназначенных для соревнований. В компонентах, принадлежащих этим классам, используются самые современные материалы, и самые изощренные инженерные ухищрения; все это направлено на уменьшение веса. При этом себестоимость производства большой роли не играет; поэтому и цена оказывается очень высокой. Вместе с тем надежность этих компонент оказывается не намного выше, чем у оборудования предыдущих классов (SHIMANO Deore XT, SRAM 9.0). Рекомендации покупателю. Приобретение велосипеда оборудованием соревновательного класса (SHIMANO XTR, Dura-Ace, и SRAM X.0) оправдано, только если планируется принимать участие в профессиональных соревнованиях. Если вы готовы заплатить за велосипед столько же, сколько за автомобиль-иномарку, то учтите, что и обслуживание такого велосипеда обойдется дороже, потому что потребуются специфические инструменты и навыки работы. Велосипеды, оснащенные оборудованием, находящимся в середине таблицы, можно рекомендовать большинству покупателей. Чем выше класс оборудования, тем выше цена, но зато легче получается велосипед, надежнее работают его механизмы в более сложных условиях. Например, если вы предполагаете ежедневно кататься по ближайшему парку, то достаточно приобрести велосипед с оборудованием SHIMANO Altus, Acera, или SRAM 3.0. На таком велосипеде можно отправиться на пару недель в несложный поход. Несколько лет он проработает, не требуя больших усилий по обслуживанию. Но для более сложных путешествий такой велосипед подойдет слабо. Если в походе встретятся большие участки бездорожья, то надежность компонент велосипеда может оказаться недостаточной. В результате, вместо того, чтобы купаться в озере или ловить рыбу, вы будете каждый вечер заниматься регулировкой переключателей. Если вы планируете совершать такие поездки, где будет много бездорожья, следует приобрести велосипед с оборудованием более высокого класса. Рекомендации покупателю. Приобретая велосипед, учтите, что многие компоненты из разных классов совместимы друг с другом. При необходимости вы можете усовершенствовать свой велосипед, установив оборудование более высокого класса. Например, если вы несколько лет назад приобрели велосипед с оборудованием SHIMANO Acera, а сейчас решили совершать на нем дальние путешествия, то совсем необязательно покупать новый велосипед. Возможно, достаточно будет заменить некоторые детали на аналогичные, из серии Alivio или Deore, что позволит сэкономить немало средств.
Если вы покупаете подержанный велосипед. Многие неисправности ходовой части проявляются только под нагрузкой, поэтому перед покупкой немного прокатитесь на велосипеде, и проверьте, что: • Колеса, педали и каретка должны вращаться легко и бесшумно, без люфта и заеданий. • Переключение передач должно производиться быстро и четко. • При вращении педалей цепь не должна проскакивать на звездочках. Фирма SHIMANO делит все классы оборудования на несколько групп, предназначенных для различных условий эксплуатации – Горную, Шоссейную, Комфортную, и Городскую. Компоненты, относящиеся к горным группам, (Altus, Acera, Alivio, Deore, LX, XT, XTR), лучше работают на грунтовых дорогах и на бездорожье. Подшипниковые узлы у них лучше защищены от грязи, шире диапазон переключения скоростей. Компоненты шоссейных групп (Sora, Tiagra, 105, Ultegra, Dura-Ace) не предназначены для неровных и грязных дорог, зато они обладают меньшим весом и более легким ходом. Компоненты комфортной группы (С030, С050), в сущности, ничем не отличаются он аналогичных компонент начального уровня горной группы, их появление диктуется в основном маркетинговыми соображениями. Как и компоненты Turney, они предназначены главным образом для катания по дорогам. Компоненты городских групп (Nexus) используются в городских велосипедах. Они включают в себя задние втулки с планетарными передачами, некоторые модели оборудованы автоматическими переключателями передач. Группа Saint предназначена для катания в стиле фри-райд (прыжки, акробатика на велосипеде). Shimano выпускает и другие группы оборудования, предназначенные для определенных стилей катания. В частности, для велосипедов BMXвыпускается группа оборудования Shimano DXR. Рекомендации покупателю. При выборе велосипеда в магазине спросите у продавца, какой класс оборудования установлен на велосипеде – таким образом можно быстро определить, для каких целей этот велосипед предназначен. Класс оборудования велосипеда - это важный признак, по которому можно сравнивать велосипеды различных производителей. Важные узлы ходовой части велосипеда – блоки передних и задних звездочек. Передние звездочки (их называют системой) объединены в блок из двух (на шоссейных группах) или трех (на горных группах) звездочек. Чем больше зубьев имеют передние звездочки, тем выше будет скорость велосипеда. Задние звездочки тоже объединяются в блоки, называемые кассетами. На кассетах дорожных велосипедов обычно установлено три-пять звездочек, а на шоссейных и горных – до десяти. Чем больше звездочек в кассете и в системе, тем более универсальным получается велосипед. Например, если спереди стоит три звездочки, а сзади – девять, то у такого велосипеда получается 3х9=27 скоростей. Хотя реально не все они будут использоваться, на таком велосипеде можно кататься как по хорошему шоссе, так и по серьезному бездорожью. Выбор велосипеда - МанеткиК ходовой части велосипеда относятся и манетки, которыми осуществляется управление переключателями передач. На старых велосипедах манетки были бесступенчатыми, велосипедист при переключении должен был сам следить за положением цепи. Сейчас практически все велосипеды оснащаются манетками, которые могут быть установлены только в определенные позиции, соответствующие положению цепи на звездочках. Такой механизм называется системой индексного переключения (SIS – Shift Index System). При этом велосипедисту уже не надо отслеживать, на какой звездочке сейчас находится цепь –для переключения передач достаточно просто перевести манетку в нужное положение. Существуют два принципиально различных типа манеток – Rapid-Fire и Grip-Shift. Манетки Rapid-Fire переключаются двумя рычажками-курками (один переводит цепь на большие звездочки, другой – на меньшие) Манетки Grip-Shift переключаются вращением рукоятки, установленной на ручке руля (примерно так же, как у мотоцикла). Часто приходится слышать вопрос, – какие манетки лучше? Ответ может быть таков – Лучше всего такие манетки, к которым вы привыкли. И те, и другие одинаково удобны. Выбор велосипеда - Педали.Существуют несколько разновидностей педалей, и каждая разновидность имеет свои плюсы и минусы. Прогулочные педали Когда вы покупаете велосипед в магазине, он, скорее всего, будет укомплектован именно прогулочными педалями. Это – самый простой и самый распространенный тип педалей, он идеально подходит для тех велосипедистов, которые не ставят целью достигать высоких скоростей, преодолевать препятствия, и т.д. То есть вы просто катаетесь, нажимая по очереди на педали. Педали с туклипсами. У прогулочных педалей есть один недостаток, который иногда оказывается существенным – в каждый момент времени работает только одна нога. То есть на педаль можно только нажимать. На спортивные велосипеды часто устанавливаются т.н. туклипсы, (ремешки, которыми нога пристегивается к педали). В этом случае на педаль можно не только нажимать, но и подтягивать ее вверх. На таких педалях значительно легче забираться в крутые горки, преодолевать участки вязкого грунта, потому что можно работать одновременно обеими ногами. Но у туклипсов есть один достаточно серьезный недостаток – с ними не всегда можно быстро снять ногу с педали, что может привести к падению. Этот недостаток особенно ощущается при езде по дорогам с автомобильным движением. Например, с туклипсами не получается остановиться перед светофором. Контактные педали. Этот тип педалей приобретает популярность в последние годы. На таких педалях можно жестко зафиксировать ногу, но при необходимости ее можно быстро с педали снять. Обычно для этого нужно сделать движение ногой в сторону. У контактных педалей есть два недостатка – относительно высокая цена, и необходимость использования специальной обуви (тоже не всегда дешевой). Есть универсальные педали, которые могут работать как прогулочные, так и как контактные. Рекомендации покупателю. Чтобы привыкнуть к контактным педалям, уверенно пристегивать и отстегивать ногу, потребуется некоторое время. В течение этого времени возможны падения, из-за того, что вы не сможете вовремя отстегнуть и снять ногу с педали. Поэтому, пока привычка не будет достигнута, лучше избегать дорог с интенсивным автомобильным движением. Если вы покупаете подержанный велосипед. При покупке велосипеда с контактными педалями изучите возможность приобретения специальной обуви для них.
Часть 4
Источник: http://bike-repair.ru/Choose_main.htm |